Как российские компании решают проблему непрофильных активов? |
Главный раздел - | |
Автор Александр | |
27.10.2002 г. | |
Сразу несколько крупных компаний озаботились проблемой непрофильных активов. Реструктуризацией и продажей второстепенного бизнеса занимаются "Газпром", РАО "ЕЭС России", ОМЗ, "Лукойл" и др. По оценкам экспертов, доля непрофильных активов в структуре российских компаний составляет более 15 %, у ряда фирм этот показатель иногда доходит до 50 %. Проблема непрофильных активов так или иначе стоит практически перед любым крупным предприятием. Одни компании - такие, как МПС, "Газпром", РАО "ЕЭС России" - вынуждены, выполняя решение государства, снижать издержки производства и продавать непрофильные предприятия. Другим приходится избавляться от второстепенного бизнеса, идя навстречу пожеланиям инвесторов, а третьи просто не в состоянии содержать убыточные непрофильные активы. Сколь бы различным не был подход компаний к непрофильным активам, эта проблема в последнее время становится одной из самых серьезных - как для акционеров, так и для государства. Многие из непрофильных активов появились у предприятий еще во времена СССР, когда заводы были обязаны строить жилье для своих сотрудников, содержать дома культуры, гостиницы, столовые и тому подобные объекты социального назначения. Такие непрофильные активы характерны прежде всего для крупных промышленных предприятий. Кпримеру, ГМК "Норильский никель" в 2000 году потратил на содержание объектов социальной сферы почти 176 миллионов долларов, а чистая стоимость таких активов, расположенных в норильском промышленном районе, составила примерно 1,5 млн. долларов. Кроме того, внутри самих заводов опять же со времен СССР существуют различные сервисные службы - специализированные ремонтные и строительные бригады, подразделения, отвечающие за транспорт и связь. Такие подразделения есть практически у каждого предприятия. Еще одна группа непрофильных активов, образовавшихся в начале девяностых годов, - это бывшие партнерские предприятия, которые в результате погашения долгов и взаимозачетов перешли в собственность крупных заводов. Существенная доля непрофильных активов появилась у предприятий в период "всеядности", когда менеджмент компаний приобретал в собственность все подряд. Практически все компании, которые начинают разбираться с непрофильными активами, в итоге принимают решение преобразовать их в отдельные предприятия. Одной из первых в России это сделала нефтяная компания ЮКОС. В 1988 году себестоимость одного бареля у ЮКОСа практически^ ^ сравнялась с ценами мирового оынка. А это означало, что в случае дальнейшего падения цен на нефть ЮКОС будет терпеть убытки. Тогда-то и было принято решение вывести все непрофильные активы из состава компании. В первую очередь это коснулось объектов социальной сферы и сервисных подразделений, которые превратились во множество фирм. Однако в дальнейшем ЮКОС не стал их продавать. Грамотная ценовая политика позволила сделать большинство новых АО прибыльными. Но главное, чего удалось достичь компании, - это заставить свои бывшие подразделения зарабатывать деньги на свободном рынке. Такие примеры многочисленны. По словам заместителя генерального директора Михайловского ГОКа (входит в холдинг "Металлинвест") Сергея Щербины, с советских времен на предприятии лежала социальная нагрузка -рестораны, гостиница, санаторий, детские оздоровительные лагеря и даже кирпичный завод и подсобное хозяйство "Горняк". Раньше эти объекты не приносили прибыль - они создавались под нужды города Железногорска и являлись структурными подразделениями ГОКа. Соответственно финансировал их деятельность тоже горно-обогатительный комбинат. До недавнего времени ежегодные дотации в социальную сферу составляли почти 100 млн. рублей. "С прошлого года мы организовали работу таким образом, что все эти предприятия стали приносить доход. Мы приняли решение выделить все непрофильные подразделения в отдельные акционерные общества, которые полностью принадлежат ГОКу" - рассказывает Сергей Щербина. Проводя такую реструктуризацию, комбинат исходил из того, что во всем мире ресторанный или гостиничный бизнес приносит доход.' 'Мы пришли к выводу, что можем управлять всем этим хозяйством и соответственно получать доход. В выделенных АО назначили адекватных руководителей и стали развивать дочерние компании. К примеру, у Михайловского ГОКа есть строительное предприятие "Центр металлургремонт". Все строительные структуры, которые числились на балансе ГОКа, мы передали в эту фирму. Сейчас она занимается не только строительством, но и производством бетона, оконных и дверных блоков. Комбинат обеспечивает "Центр металлургремонт" заказами на 50%. Остальные заказы эта компания ищет сама - как в Железногорске, так и в Курске, и в области. Все непрофильные активы, которые были выведены в отдельные дочерние компании, стали приносить прибыль. "Дочки" предоставляют услуги ГОКу по рыночным ценам. Поэтому получаемая ими прибыль реальная, а не бухгалтерская. По материалам делового еженедельника "Компания ".
|
« Пред. | След. » |
---|
Продаётся готовый... Категория: Продам Создано: Aug 11, 2015 | Куплю радиодетали,... Категория: Root Создано: Jun 20, 2015 | Моторные фильтры Категория: Root Создано: Feb 24, 2015 | Фильтры автомобильные Категория: Root Создано: Feb 4, 2015 | Запчасти б\у и новые... Категория: Продам Создано: Dec 5, 2014 | Приглашаем сотрудника... Категория: Root Создано: May 3, 2014 | Посуточная аренда... Категория: Root Создано: Apr 18, 2014 | Котел электрический... Категория: Продам Создано: Jan 19, 2014 |